Гл. 1 из книги «Медицинская валеология»
(издание второе, дополненное, исправленное)

ИСТОКИ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВАЛЕОЛОГИИ

Медицина есть прибавление и отнятие: отнятие всего того, что излишне, прибавление же недостающего.

Гиппократ

Прогресс человечества определяется его духовным, интеллектуальным и физическим потенциалом. Роль каждого из них одинаково велика, умаление значимости любого из них - ошибка, приводящая к непоправимым последствиям.
Для сохранения и развития духовного, интеллектуального и физического потенциала человечество на протяжении всего своего развития формирует соответствующие социальные институты. В сохранении духовности человека трудно переоценить роль религии, искусства, литературы. Интеллектуальный потенциал сохраняется и развивается системой образования и воспитания, наукой. За физический потенциал ответственны физическое воспитание и спорт, здравоохранение, система рекреационных мероприятий и т.д. Между различными видами потенциала человека имеются не всегда осознаваемые связи.
Одним из критериев потенциала человека является его здоровье.
Здоровье - величайшая социальная ценность. Хорошее здоровье - основное условие выполнения человеком биологических и социальных функций, фундамент его самореализации.
Ведущим социальным институтом, ответственным за здоровье человека, является здравоохранение - система государственных и общественных мероприятий по предупреждению заболеваний и лечению заболевших. Научно-практической основой здравоохранения является медицина. В то же время проблема сохранения здоровья человека - прерогатива не только (и не столько) здравоохранения, сколько всего государства.
Развитие медицины как научно-практической основы здравоохранения всегда определялось социальным запросом, формировавшимся на том или ином этапе общественного развития, а также достижениями в методологии и методах исследования.
Современная медицина представляет собой систему научных дисциплин, сложившуюся в результате длительного развития и дифференциации. Каждая из них имеет свою область исследования и практического приложения, свои задачи и методы, сохраняя в тоже время связь с другими дисциплинами. По мере обогащения знаний отрасли медицины дифференцируются и расчленяются. Так, из общей терапии в качестве самостоятельных дисциплин выделились кардиология, пульмонология, эндокринология и др.; из хирургии - травматология и ортопедия, офтальмология, онкология, урология и др.
Новые отрасли медицины возникают не только в результате деления, дифференциации, но и путем синтеза, объединения дисциплин, прежде существовавших раздельно. Например, нейрохирургия возникла из хирургии и невропатологии, детская хирургия - из хирургии и педиатрии и пр.
Формирование новых дисциплин - явление, несомненно, прогрессивное, связанное не только с обогащением научных знаний, но и с запросами практики. Примером такой новой медицинской дисциплины и является медицинский раздел валеологии – санология.
Существует две стратегии достижения здоровья населения. Во-первых, через лечение заболевшего, и, во-вторых, путем сохранения здоровья практически здорового человека. Реализация первой стратегии породила учение о болезни (патологию) и клиническую медицину. Вторая стратегия реализуется в рамках комплекса профилактических дисциплин.
Время показало невозможность с помощью первой стратегии достичь желаемого. Все увеличивающиеся возможности клинической медицины - спасать от смерти больных - не приводят к радикальным изменениям в здоровье населения. Оно неуклонно ухудшается на всем земном шаре. Так, количество больных и инвалидов на Земле постоянно увеличивается. Среди причин смерти преобладает группа хронических соматических заболеваний (сердечно-сосудистые, онкологические, эндокринные и т.п.) – около 55% всех причин смерти. В промышленно развитых странах значимость этой группы патологии как причины смерти наших современников еще более выражена - до 70 - 75%. Несмотря на некоторые достижения в снижении смертности от сердечно-сосудистой патологии в промышленно развитых странах, что явилось следствием реализации многолетних национальных и региональных программ профилактики, общая тенденция остается неизменной.
Несомненно, развитие клинической медицины необходимо. Но при этом следует отчётливо себе представлять, что она не способна решить проблему сохранения здоровья населения. Речь идет не только о невозможности радикального излечения больных (ИБС, рак, диабет и т.п.). Этот вывод подтверждается также и тем, что человечество не в состоянии использовать современные достижения медицинской науки для всех нуждающихся по причине все увеличивающейся дороговизны диагностических и лечебных методов, способных поглотить весь бюджет даже развитых стран.
В медицинской литературе прочно утвердился термин "лекарственная эпидемия". Обоснованность его появления иллюстрируется многочисленными фактами. На Западе ежегодные экономические потери в связи с развитием лекарственной патологии составляют около 3-х миллиардов долларов, что превышает экономические потери, вызываемые инфекционными заболеваниями, а каждая четвёртая смерть вызвана чрезмерным или неверным назначением лекарств (Martin, 1973). Появились и более радикальные представления о роли лекарственных препаратов и их производителей в жизни общества. Так, Луи Броуэр – известный в Европе эколог и доктор медицины - на основе неоспоримых фактов доказывает (1999), что современной медициной руководит небольшая, но всемогущая группа олигархов, стоящая во главе крупных химико-фармацевтических компаний, которой удаётся, благодаря колоссальным финансовым средствам, подбирать политиков, руководителей департаментов и учреждений здравоохранения. Автор не стесняется использовать термин «геноцид» по отношению к пациентам: чем больше больных людей, тем больше процветают олигархи. И ни одно правительство, к какой бы нации оно не принадлежало, никогда не рискнёт поставить на карту экономическое и политическое равновесие своего государства ради сохранения здоровья сограждан. В результате растёт количество осложнений от приёма преператов. В самом деле: по мнению экспертов ВОЗ для лечения патологии внутренних органов вполне хватило бы 200 лекарственных веществ, в то время как фармацевтический рынок заполняют около 10000 фирменных препаратов. При этом, в старые времена аптекари отдавали все силы искусству приготовления лекарств, но с появлением фармацевтических предприятий это искусство превратилось в обычную коммерцию. Аллопатическую медицину не интересуют люди, у которых отменное здоровье и которые стремятся к его сохранению. Она занимается лишь теми, у кого здоровье пошатнулось. Говоря другими словами, утверждает Луи Броуэр, западный мир не прилагает никаких усилий для сохранения здоровья населения и прибегает к услугам медицины лишь в том случае, когда болезнь уже наступила. Что касается профилактической медицины, то она сознательно игнорируется. В результате в странах ЕС один европеец из трёх страдает хроническим заболеванием (данные 1999 г.). А проводить профилактику заболеваний -– значит рубить под корень личные интересы большого капитала (Ж. Лаказе, 1993).
Во второй половине ХХ века, когда возникла и получила широкое распространение эпидемия хронических неинфекционных заболеваний, становится очевидным, что для достижения здоровья населения все большее предпочтение следует отдавать второй стратегии - охране здоровья практически здорового человека. Однако выяснилось, что гигиеническая наука, возглавившая эту стратегию, также не в состоянии решить эту проблему. Это связано, прежде всего, с тем, что в центре внимания гигиены оказался не сам человек и его здоровье, а те условия, в которых он существует. Так называемый "физиологический метод" исследования, используемый в комплексе гигиенических наук, применяется лишь для нормирования факторов среды и практически ничего не дает для исследования самого человека. В то же время проблема здоровья неотделима от проблемы самого человека, она возникает вместе с человеком и видоизменяется соответственно развитию человеческой культуры (И. В. Давыдовский).
Здоровье является очень сложной категорией, представляя собой результат взаимодействия индивида и среды - условий его существования, ведущих мотивов его жизнедеятельности и мироощущения в целом. Любая категория, явление всегда шире тех рамок, в которые пытаются его заключить, чтобы разобраться в его сути. Это является посылкой для создания теории индивидуального здоровья. Для теории мало определить сущность самого понятия, ибо теория представляет собой развитое, конкретизированное и разветвленное понятие этой сущности, высшую форму научного знания.
Человек – объект изучения многих естественных (биология, антропология, физиология, медицина, психология и др.) и общественных (социология, философия и т.п.) наук.. Но проблема здоровья человека монополизирована медициной, которая, однако, является по своей сути наукой о болезнях человека - "человекопатологией". При этом до сего времени отутствует теория индивидуального здоровья. Только в рамках валеологии она начинает создаваться.
Сохранение и укрепление здоровья может быть представлено в виде формализованного процесса управления здоровьем. Процесс управления состоит из следующих формальных этапов: сбор и анализ информации о состоянии объекта, его прогноз; формирование программы управляющих действий, ее реализация; анализ адекватности и эффективности управляющей программы (обратная связь). Как видно, современное состояние медицинской науки не дает возможности сформировать обоснованную программу «управления» здоровьем. Создание "здоровых" условий существования (включая личную гигиену), за научное обоснование которых несет ответственность гигиеническая наука - это "пассивно-оборонительный" путь профилактики. А активную позицию оздоровления невозможно обосновать без определения сущности индивидуального здоровья, его механизмов, которыми следует «управлять». Это и есть основная проблема учения о здоровье.
Не следует думать, что эта проблема не ставилась в медицине. По словам историков Гиппократ считал, что только Природа может вылечить больного, а задача врача состоит в том, чтобы усиливать «лечебную силу» Природы при лечении больного, направлять её и не создавать для неё препятствий. Лечебное наследие Гиппократа, которое на протяжении столетий считалось совершенным, было забыто, и только в наши дни врачи выбрали его имя для названия своей профессиональной клятвы, принципы которой они, к сожалению, не выполняют. И Гиппократ, и Авиценна выделяли несколько градаций здоровья. Гален, хотя и был противником гигиенических принципов Гиппократа, сформулировал понятие о "третьем состоянии" - переходном между здоровьем и болезнью. Хорошо известен «Салернский кодекс здоровья» (Х11 ст.), в котором обобщены представления того времени о путях сохранения и укрепления здоровья. В той или иной степени этой проблемы касались И.М. Сеченов, С.П. Боткин, И.П. Павлов, И.А. Аршавский, Н.М. Амосов и др. В конце XIX в. И.И. Мечников в своей речи "О целебных силах организма" на съезде естествоиспытателей и врачей (1883) противопоставил "этиологической" точке зрения возникновения болезней Р. Коха, ставившего по существу знак равенства между причиной (возбудителем) болезни и самой болезнью, другой взгляд: возникновение заболевания он трактовал как процесс взаимодействия возбудителя (причины) и организма. Однако прогресс и успехи клинической медицины, основанные на этиоцентрическом подходе, затормозили развитие учения об этих свойствах организма.
Первую современную попытку сформулировать положения о механизмах здоровья и способах воздействия на них сделали в конце 60-х годов нашего столетия патолог С. М. Павленко и интернист С. Ф. Олейник. Они обосновали научное направление, получившее название "санология". Санология определялась как "общее учение о противодействии организма болезни", в основе которого лежит «саногенез» - динамический комплекс приспособительных механизмов (физиологического или патологического характера), возникающий при воздействии чрезвычайного раздражителя и развивающийся на протяжении всего болезненного процесса – от состояния предболезни до выздоровления. Хотя саногенетические механизмы действуют в организме постоянно, авторы концепции, как патологи, сделали акцент на их функционировании при опасности развития заболевания (воздействие чрезвычайного раздражителя) и в качестве основных категорий при этом выдвинули «предболезнь» и «выздоровление». Создатели этого направления утверждали, что многие механизмы саногенеза могут быть значительно усовершенствованы с целью повышения устойчивости организма и поддержания здоровья вообще.
Слабым местом этого направления явилось положение о том, что "динамический комплекс защитно-приспособительных механизмов" проявляется лишь тогда, когда появляется опасность заболевания. Этот сугубо теоретический просчет едва не погубил всю концепцию саногенеза, а обширные материалы трех санологических конференций (г. Львов, 1967-1969 г.г.) были посвящены роли защитных механизмов, включающихся исключительно на этапах "предболезнь-болезнь-выздоровление". Концепция саногенеза не была воспринята медицинской общественностью и была предана забвению на 1,5-2 десятка лет.
Между тем, на современном этапе развития науки стало очевидным, что саногенез, т.е. механизмы поддержания и укрепления здоровья, действуют постоянно и у здорового человека, и только при нарушении равновесия между силой действующего фактора и резервами этих механизмов они вплетаются в патогенез как противостояние собственно повреждению, способствуя сохранению гомеостаза и выздоровлению.
Существенный вклад в развитие проблемы внесли представители военной медицины, занимающиеся медицинским обеспечением лиц, работающих в условиях экстремальных воздействий. В начале 70-х г.г. И.А.Сапов совместно с сотрудниками (Г.Л.Апанасенко, Ю.М. Бобров, А.С.Солодков, В.С.Щёголев и др.) сформулировал учение о «физиологическом обеспечении» походов подводных лодок. Впервые была сделана попытка «управления» функциями организма, ответственными за профессиональную работоспособность специалистов подводных лодок. В космонавтике сформулировано понятие "донозологическая диагностика" (Р. М. Баевский, 1973), которое с успехом использовалось и в гражданском здравоохранении (В.П. Казначеев и др.,1980).
Следует упомянуть и работы, касающиеся проблем нормологии, появившиеся в 70-е годы (А.А. Корольков, В.П. Петленко). Однако «норма» имеет такое же отношение к валеологии, как «синдром» к патологии.
Существенный вклад в формирование предпосылок к появлению валеологии сделан группой учёных Киевского НИИ медицинских проблем физической культуры МЗ Украины (1969-1986), развивавших учение о физическом состоянии человека (Г.Л. Апанасенко, С.А. Душанин, Л.Я. Иващенко, И.В. Муравов, Е.А. Пирогова и др.). К сожалению, этот НИИ, являющийся по сути единственным в бывшем СССР научным учреждением, занимающимся проблемами здоровья практически здорового человека, в 1986 году был расформирован.
Основоположником науки о здоровье в современном ее понимании по праву считается выпускник Военно-морской медицинской академии И.И. Брехман, впервые после долгого забвения (1982) поднявший на щит методологические основы охраны здоровья практически здоровых людей. Исследуя роль адаптагенов и сформировав новое научное направление – фармакосанацию («лекарства для здоровых»), он пришёл к мысли о необходимости изменить всю стратегию здравоохранения путём изучения этиологии и механизмов здоровья индивида. Назвав обоснованное им научное направление "валеологией" (от латинского valeo - "здравствовать", "быть здоровым"), он в 1987 г. выпустил первую монографию по проблеме, в которой утверждал, что наука о здоровье не должна ограничиваться одной медициной, а быть интегральной, формируясь на основе экологии, биологии, психологии, медицины и др. наук. В 1990 вышло второе, дополненное и переработанное издание этой книги.
Вторым центром развития валеологии стал Киев, где формирование валеологического направления было связано со спортивной медициной (спортивная медицина обладает крупнейшим в медицинской науке банком данных о состоянии функций здоровых людей). В 1985 году на выездном заседании Бюро Научного Совета АМН СССР "Медицинские проблемы физической культуры и спорта" Г. Л. Апанасенко впервые представил обоснованную им модель, пригодную для оценки уровня соматического здоровья индивида по прямым показателям, привел доказательства ее информативности, раскрыл перспективы использования этой модели в профилактике заболеваний и оздоровлении населения. В этом же году была опубликована его первая статья о методологии количественной оценки уровня здоровья индивида (журнал «Гигиена и санитария»).
В 1986 году Главным управлением учебных заведений МЗ СССР был утверждён «Межкафедральный план преподавания валеологии для студентов медицинских институтов» (Л.А. Калинкин, В.А. Силуянова и др.). Первое учебное пособие по медицинской валеологии для студентов-медиков появилось в Алтайском медицинском институте, где при кафедре нормальной физиологии был создан соотвествующий курс (В.П. Куликов).
В конце 80-х г.г. Ю.П. Лисицын, являясь рецензентом первой монографии И.И. Брехмана, написал серию статей, в которых реанимировал термин "санология". Под этим термином он понимал науку об общественном здоровье, фундаментом которой является категория «здоровый образ жизни». Благодаря этой терминологической неразберихе (проблемой общественного здоровья занимается социальная гигиена) в Ленинградском ГИДУВе (1987) и Крымском медицинском институте (1990) были созданы кафедры «Пропаганды здорового образа жизни» (ЗОЖ), которые просуществовали недолго и были расформированы (в Санкт-Петербурге кафедра реформирована в курс валеологии, зав. – проф. В.П. Петленко).
Неудачи, связанные с деятельностью кафедр ЗОЖ на том этапе развития валеологии, определялись, с одной стороны, отсутствием соотвествующей «ниши» для врачей - валеологов в здравоохранении, с другой – отсутствием чётких представлений о методологических основах новой науки.
Термин «санология» был использован и при утверждении в Украине врачебной специальности «врач-санолог» (1991). Кафедра, открытая в 1992 году при Киевском институте усовершенствования врачей (впоследствии – Киевская медицинская академия последипломного образования им. П.Л. Шупика) для подготовки этих специалистов, получила название кафедры спортивной медицины и санологии (зав. –Апанасенко Г.Л., руководитель цикла - Л.А.Попова). Наличие соответствующей медицинской специальности, сформировавшийся к тому времени социальный запрос в практическом здравоохранении Украины позволили коллективу кафедры сформулировать критерии валеологии как науки (предмет, объект, теоретические основы, методы и задачи), составить квалификационную характеристику врача-санолога (валеолога), создать учебную программу и программу компьютерного тест-контроля уровня знаний практических врачей, проходящих специализацию и предаттестационную подготовку, и проводить целенаправленные научные исследования. К окончанию 2000 года на кафедре прошли обучение и получили сертификат специалиста более 1000 врачей-санологов.
С 1992 года к исследованию проблем валеологии присоединились специалисты НИЦ профилактической медицины МЗ России (И.А.Гундаров и др.), где решались важные научно-практические проблемы.
По инициативе И.И. Брехмана на базе созданного им научно-координационного центра валеологии (г.Владивосток) начинается систематический выпуск сборников научных трудов «Валеология», в которых находят отражение важнейшие достижения новой науки.
С 1994 г. Российский институт профилактической медицины (г. С.-Петербург, директор – П.П.Горбенко) начинает проводить ежегодные национальные конгрессы по проблемам профилактической медицины. Если на 1-м конгрессе валеология была представлена лишь единичными докладами, то на 2-м (1995 г.) уже было организовано секционное заседание по проблемам валеологии. На основе идеологии, сформулированной И.И. Брехманом, который, к сожалению, к этому времени уже ушёл из жизни, ведущие валеологи стран СНГ (Г.Л. Апанасенко, И.А. Гундаров, В.П. Куликов и др.) представили весомые аргументы в пользу валеологии как науки и её роли в профилактической медицине. 3-й конгресс, проходивший в 1996 году, уже был назван «Профилактическая медицина и валеология». Идеи И.И. Брехмана получили на этом конгрессе своё дальнейшее развитие. В частности, сформировано общественное движение «Здоровый мир», было принято и реализовано решение о создании в России новой практической специальности «врач-валеолог».
Министерства просвещения России и Украины сразу оценили роль валеологии в формировании здоровья подрастающего поколения, введя в педагогичесих университетах и школах новый учебный предмет «валеология». Однако, целый ряд ошибок чисто тактического характера (отсутствие единой концепции преподавания, подготовленных педагогов-валеологов и т. п.) затормозили развитие валеологии в образовательной области. Тем не менее, первая кафедра педагогической валеологии на территории бывшего СССР была открыта при Ленинградском педагогическом институте им. Герцена в 1989 году (ныне - Университет педагогического мастерства, зав. каф. проф. В.В. Колбанов). По сути, это была первая в мире полноценная кафедра валеологии.
К сожалению, из-за отсутствия единого методологического руководства, повлекшего за собой включение в учебные программы общеобразовательных школ излишне подробных разделов по половому просвещению (к примеру, о физиологии полового акта, половых извращениях и т.п.), преподавание валеологии в России встретило ожесточённое сопротивление Православной церкви и было запрещено (2000 г.). Подобные же проблемы возникали и в Украине, но они больше касались религиозно-мировоззренческих аспектов. Всё это затормозило развитие педагогической валеологии, хотя и не имело к ней прямого отношения.
В 1997 году совместным решением МЗ и АМН Украины была создана проблемная комиссия «Санология и валеология», которая призвана координировать научные исследования по валеологии в Украине. С 1996 года в России и Украине издаётся журнал «Валеология».
Рассматривая краткую историю валеологии, нельзя не упомянуть о противодействии гигиенистов, претендующих на монополию в науке о здоровье, формированию валеологии как науки. Но за 150 лет своего существования гигиена так и не сумела выделить «индивидуальное здоровье» в самостоятельную категорию.
Говоря об истоках валеологии, следует сказать и о комплексе наук о спорте, в т.ч. спортивной медицине - разделе медицинской науки, в котором сконцентрирована основная масса информации о здоровом человеке. Но это не единственная особенность спортивной медицины. Спортивный врач нередко имеет возможность наблюдать, как его пациент постепенно переходит от состояния здоровья к состоянию болезни (это происходит под влиянием неадекватных режимов тренировочного процесса). Этот переход реализуется через "третье состояние", что дает возможность составить о нем вполне определенное представление. Это течение процесса - от "здоровья" к "болезни" совершенно необычно и незнакомо для врача-клинициста, который, имея дело с больным, наблюдает его выздоровление.
Кроме того, спортивный врач никогда не выносит суждения о состоянии пациента без использования функциональных проб, в том числе с физической нагрузкой. Это позволяет получить информацию о состоянии адаптационных резервов, что существенно дополняет клиническую картину.
Нельзя забывать, как о предтече валеологии, работы натуропатов, вплотную приблизившихся к решению её практических задач (П. Брегг, А. Чейз, Д. Уокер др.).
Появлению валеологии, кроме, медицинских предпосылок, способствовали также общие тенденции в развитии науки и особенности эпохи. Одной из тенденций науки настоящего времени является направление острия интересов от технократических проблем к феномену человека, к постижению его сущности, исследованию законов жизни. Валеология рассматривает преимущественно организменный уровень организации человека (в отличие от других разделов медицинской науки). Такой уровень понимания стал возможным благодаря второй особенности современной науки - переходу с дифференцировочного этапа развития на интегративный, когда медицина, наряду с изучением отдельных органов и систем, обратилась к исследованию целостного человека. Этому способствовала разработка принципов системного анализа, позволившая представить человека как единую биоэнергоинформационную систему и начать формирование нового научного подхода к проблеме здоровья.
Новый подход к исследованию проблем индивидуального здоровья связан и с принципиальными изменениями в представлениях об особенностях окружающего нас мира. В свете новейших достижений теоретической физики ответ на извечный вопрос: «Что первично: сознание или материя?»- становится сегодня не таким однозначным, как два десятилетия назад. Из тысячелетий прошлого возвращаются знания, реализуемые в новые представления о человеке и его здоровье (В.П.Гоч, Л.А.Попова и др.)
Валеология ограничивает круг своих интересов проблемой индивидуального здоровья. Общественное здоровье - предмет исследования социальной гигиены. Вместе с тем, валеологи хорошо себе представляют роль социально-гигиенических факторов в деле сохранения и укрепления здоровья индивида. И в системе оздоровления предусматривают соответствующие мероприятия, корригирующие стиль жизни человека. В то же время осознание сущности здоровья позволяет валеологии делать далеко идущие выводы относительно глубинных причин ухудшения общественного здоровья на постсоветском пространстве. Речь идёт о солидном и весьма доказательном исследовании И.А. Гундарова (1995), в котором показано, что истинная причина резкого ухудшения общественного здоровья в России в намного большей степени обусловлена разрушением духовных идеалов общества (снижением духовности), чем сопутствующими социально-экономическими факторами.
С появлением валеологии появляется возможность существенно повысить эффективность здравоохранения, изменив его парадигму.
Медицина как комплекс знаний и практических методов по сохранению и укреплению здоровья человека, профилактике заболеваний и лечению заболевших является основой социального института, который мы называем здравоохранением.
Наиболее очевидный и ортодоксальный путь использования достижений медицины в здравоохранении - совершенствование лечебно-диагностических мероприятий. Этот путь прослеживается по ходу всей истории развития здравоохранения. Он не вызывает сомнения в своей правомерности. Основные средства, выделяемые бюджетом здравоохранению, идут именно на лечение заболевших. Но этот путь, как оказалось, играет ничтожную роль в общем комплексе факторов, определяющих состояние здоровья населения.
В критические периоды развития человеческого сообщества, когда никакие усовершенствования лечебно-диагностического процесса не могут изменить неблагоприятную ситуацию, возникают озарения, круто меняющие стратегию здравоохранения. Такое озарение посетило Н.А. Семашко, формировавшего здравоохранение молодого государства, и в основу советского здравоохранения он заложил мероприятия, направленные на борьбу с эпидемиями инфекционных заболеваний. Эта стратегия получила название первой “противоэпидемической революции” (по выражению М Терриса) и была высоко оценена теоретиками здравоохранения Запада.
В течение нескольких последующих десятилетий ХХ века на смену патологии преимущественно инфекционной природы пришла патология, характеризующаяся преобладанием хронических неинфекционных заболеваний. Этот процесс во второй половине ХХ века также приобрел характер эпидемии.
Такая эволюция характера патологии закономерна. Анализ характера патологии применительно к истории существования человеческого общества показывает, что по мере изменения социальных условий изменяются и болезни человека. По словам И.В. Давыдовского “условия и образ жизни человека явились фундаментальными предпосылками для возникновения болезней”.
В условиях эпидемии хронических неинфекционных заболеваний стратегия здравоохранения, обоснованная Н.А. Семашко, оказалась неэффективной. Появилась необходимость создания новой стратегии и, соответственно, новых методических приемов, направленных на предупреждение возникновения хронической патологии. Подобная стратегия была обоснована М. Террисом и названа “второй противоэпидемической революцией”. Основным методическим приемом второй противоэпидемической революции выступает “скрининг” (буквально - “просеивание”) с выявлением групп риска среди практически здорового населения и проведением соответствующих мероприятий, направленных на противодействие факторам риска развития заболеваний. Успешность реализации этой стратегии несомненна: во многих промышленно развитых странах существенно снизились показатели заболеваемости и смертности от сердечно-сосудистых заболеваний - на 30-50%. Установлена и роль отдельных факторов в этом процессе: хирургические методы лечения (пересадка сердца, аорто-коронарное шунтирование и т.п.) - составляют 3%; терапевтические методы - 11%; а остальные 86% - приходятся на факторы, характеризующие образ (стиль) жизни (питание, отказ от вредных привычек, двигательная активность и т.п.).
В последнее десятилетие появились данные о том, что надежды обеспечить здоровье всему населению за счет устранения факторов риска оказались иллюзорными. Факторы риска, действительно, удавалось устранить, и в части случаев возникновения болезни не наступало. Однако общая заболеваемость уменьшалась незначительно, а в ряде случаев при реализации профилактических программ совсем не снижалась, а иногда даже и повышалась (И.Д. Козлов и др.,1997; T. Standenberg a.o.,1991). Было установлено, что предупреждая одни - “ожидаемые” - заболевания, такие программы увеличивают частоту и смертность от других - “неожидаемых” - болезней. Это явление, получившее название “перекачивание смертности”, свидетельствовало о том, что причины массовых заболеваний являются более глубокими, а эндогенные факторы риска, как и сами заболевания, являются проявлением каких-то изменений в организме, которые не поддаются профилактическим мероприятиям второй противоэпидемической революции.
Следуя логике И.В.Давыдовского, можно утверждать появление новых реалий в жизни человечества, существование которых связано с ускорением темпов социальных, экономических, технологических, экологических, климатических и иных изменений в мире. Всё это обязательно приведёт (и уже приводит) к формированию новых проблем, связанных с состоянием здоровья населения. Если хотя бы кратко перечислить те изменения в биологической природе вида Homo Sapiens, которые произошли за последние десятилетия, то можно смело утверждать, что наш современник существенно отличается от своих предков. Снижение функциональных резервов органов, систем, организма в целом, нарушение реактивности и резистентности, процессов саморегуляции и репродукции (снижение количества и ухудшение качества половых клеток, уменьшение размеров яичек у мужчин и пр.), рождение ослабленного потомства и многое другое - вот характерные черты, отличающие наших современников от их предков. Если в самых общих чертах дать общебиологическую трактовку этим изменениям, то можно прийти к выводу о снижении эффективности механизмов самоорганизации живой системы у современного человека. Уже упоминавшейся Луи Броуэр прямо утверждает, что «человечество становится слабым» (2002; с.33). Именно этим объясняется характер патологии населения и широкое распространение полисиндромных состояний, которые для клинической медицины представляют особую проблему. Возникает ситуация, когда каждый “узкий” специалист у одного и того человека вполне обоснованно ставит “свой” диагноз. Накапливается целый комплекс синдромов, купирование каждого из которых не дает существенного эффекта.
Ни первая, ни вторая противоэпидемическая революция в здравоохранении не могут здесь рассчитывать на успех, так же как и неэффективны усилия клинической медицины. Становится очевидным необходимость формирования новой стратегии здравоохранения, способной восстановить утерянную гармонию в деятельности механизмов самоорганизации живой системы и личности. Таким образом, человечество стоит на пороге “третьей противоэпидемической революции”, суть которой - «управление» здоровьем индивида, укрепление и гармонизация механизмов самоорганизации живой системы. Основа новой стратегии - валеология, ее теоретические и практические достижения.
В последние годы в связи с тем, что здравоохранение не в состоянии оказывать помощь всем нуждающимся на уровне современных достижений медицинской науки (из-за постоянного дефицита финансирования), сформировалась новая научная дисциплина - клиническая экономика Она решает, в какой раздел здравоохранения следует вкладывать средства, чтобы достичь наибольшего эффекта в укреплении здоровья населения.
Следует надеяться, что наука о здоровье попадет в скором времени в поле зрения специалистов в этой области, и ХХI век будет веком валеологии.
Следует также помнить, что мы стоим на пороге семейной медицины. А семейный врач - наполовину врач-валеолог. Длительное и постоянное наблюдение за членами семьи, возможность определять уровень их здоровья, прогнозировать его, вносить коррекцию в стиль жизни и предупреждать, таким образом, развитие заболевания - едва ли не основная функция семейного врача. Можно даже полагать, что институт семейной медицины будет основным "потребителем" достижений валеологии.
Валеология - не альтернатива нозологической медицине или гигиене, а дополнение к ним, расширение границ медицины вообще; на основе учений о болезни (патологии), здоровье (валеологии) и гигиены (учение о здоровой среде обитания) может быть сформирована общая теория медицины.
В настоящее время медицинскую валеологию в Украине представляют Г.Л. Апанасенко, В.П. Войтенко, О. П. Минцер, Л. А. Попова и др., в России – И.А.Гундаров, В.П. Куликов, В.П. Петленко и др.
Hosted by uCoz